Еврейские знакомства в еврейском клубе знакомств. Шидух для еврейских девушек и женщин в еврейской службе знакомств.

Добро пожаловать, гость

 

5:42 GMT-06:00, Июнь 28, Среда , 2017

Еврейский Календарь: Tammuz 4, 5777

 

    | Home | Авторизация | Регистрация | Поиск | Чат | Помощь | Индивидуальные знакомства | Поддержка Online | Контакты | 

 | английский  | русский  |    

 

против евреев

 

       
   

Антисемитизм

Антисемитизм (устар. юдофобия) — разновидность ксенофобии, идеология враждебного отношения к евреям как к этнической или религиозной группе, проявляющаяся в преследовании, унижении, насилии, нагнетании вражды и неприязни, дискриминации и нанесении ущерба по отношению к личности, общественной группе или части населения, по признаку принадлежности к еврейскому народу или из-за еврейского этнического происхождения и/или религиозной принадлежности к иудаизму. В настоящее время слово обозначает враждебность по отношению к евреям и/или иудеям, но не к другим народам семитской языковой группы.


Терминология
Слово «антисемитизм» было впервые употреблено немецким публицистом Вильгельмом Марром(англ.) в XIX в. его памфлете «Победа германизма над еврейством». Термин объясняется расистскими представлениями о биологической несовместимости европейцев, фигурировавших у первых идеологов расового антисемитизма как «германская» или «арийская» раса, и евреев как представителей «семитской расы». С тех пор он обозначает именно вражду к евреям, несмотря на попытки, исходя из этимологии, распространить термин на арабов, ввиду того что они также говорят на языке семитской семьи (Эдвард Саид и др.).


Разновидности антисемитизма
Под антисемитизмом понимают несколько различных явлений, связанных с проявлением вражды к евреям:

Античный антисемитизм. Наиболее древний вид антисемитизма. Обвиняет евреев в ненависти ко всем народам, тайным и явным преступлениям против национальных нравов и обычаев, подрыве экономики, распространению лжеучений, нелояльности и т. п.

Христианский антисемитизм, возникший ок. II в. Предполагает ненависть к евреям как носителям иудаизма, неприятелям истины Христа и «Богоубийцам». Евреи по происхождению, перешедшие в другую религию, перестают быть предметом ненависти.

Расовый антисемитизм, возникший в XIX в. Его можно назвать «классическим»: именно с ним связано возникновение самого понятия «антисемитизм», и именно его результатом стало крупнейшее проявление антисемитизма — Холокост. Рассматривает евреев в качестве прирожденных носителей неких биологически ущербных признаков, а потому не только не признаёт за ассимилированными евреями права на существование, но и считает их наиболее опасными, так как они вносят «порчу» в здоровое тело нации и пытаются тайно захватить власть над ней.
«Новый антисемитизм»[1] или антисионизм. В конце 1990 годов в еврейских кругах появилось понятие «новый антисемитизм», распространяющее определение антисемитизма на ненависть к национальным устремлениям евреев, прежде всего к сионизму и Государству Израиль. Грань между антисемитизмом и критикой сионизма и политики Израиля, как и критика любой идеологии и политики — часто бывает трудноуловима и еще более трудно доказуема, что позволяет, с одной стороны, оправдывать антисемитизм как «критику израильской политики», а с другой, дискредитировать любую критику Израиля как проявление антисемитизма.
В полемической публицистике возникают также новые формы антисемитизма в различных постхристианских субкультурах («рок-антисемитизм»), в левых и правых (не только неонацистских) политических кругах, в новых движениях.
Популярно также понятие «бытовой антисемитизм», что, как явствует из самого понятия, не является идеологией, но представляет собой бытовое неприятие евреев, их образа жизни и их отношения к нееврям.
В 2005 году ООН приняла специальную резолюцию против антисемитизма, а Европейский Союз провёл в 2005—2006 гг. ряд мер для борьбы с антисемитизмом в Европе.

Мнения о причинах антисемитизма
Антисемит — это человек, который боится. Нет, не евреев, конечно, — боится самого себя, боится своей совести и своих инстинктов, боится свободы и ответственности, боится одиночества и боится перемен, боится общества и боится мира, — он боится всего, и не боится только евреев.

— Жан-Поль Сартр «Размышления о еврейском вопросе»

Несмотря на большое количество источников по проблеме антисемитизма, его причины остаются плохо охарактеризованными, а потому анализ явления затруднён, и его обсуждение зачастую табуировано.

Существует несколько подходов к объяснению явления:

По наиболее распространённому мнению, юдофобия в древнем мире была вызвана обособлением евреев от других народов. Это обусловлено верой иудаизма в то, что еврейский народ является избранным Богом. По мнению части иследователей, из этого самосознания родилась не только еврейская религиозная исключительность, но и те социальные и психологические отличия еврейства от других народов, вызывавшие к нему неприязненное отношение неевреев. Подобно этому раннее христианство также вызывало ненависть языческого мира, в результате чего многие первые христиане принимали мученическую смерть и страдания.
Подобным образом объясняет явление антисемитизма Григорий Климов, который видит его причину в реакции других народов на определённую самоизоляцию евреев, ведущих религиозный образ жизни, и их отношении к «чужим» (иноверцам, язычникам, не-евреям) отражённом, по их мнению, в древних религиозных текстах иудаизма (см. Шульхан Арух).

Подробный анализ исторического пласта взаимоотношений русского и еврейского этносов дал А. И. Солженицын в книге «200 лет вместе» (2000). Он показал, что единой причины антисемитизма не было, в частности в разных областях России периодически возникали определённые проблемы между обособленными в своей общине пришельцами-евреями и «коренным населением». Например, причинами, возбуждающими рознь в черте оседлости были «несправедливые проценты» и активная торговля водкой под залог. В первую русскую революцию 1905 года в ряде городов прошли погромы, спровоцированные революционными событиями. Контрреволюционно настроенное население начало действовать в ответ на действия революционеров — социалистов, анархистов, бундовцев. Действия народной массы по отношению к «осквернителям государственного устройства» (а евреи, и прежде всего — молодёжь, студенты, в то время в некоторых регионах России составляли большинство революционного населения) приняли форму вооружённых столкновений. Очень многие партии, в том числе еврейские (Бунд), энергично поддерживали «революционный огонь», не гнушаясь всяческим выпячиванием, преувеличением и даже подогревом антисемитсках проявлений — с целью скорейшего краха самодержавия.

История антисемитизма

Антисемитизм в Античном мире
По мнению ряда иследователей, антисемитизм возник и развился в мире античного язычества, одним из центров котогого являлась Александрия, примерно около III—IV вв. до н. э. Первоначальными его распространителями были египетские литераторы этого периода, обвинявшие евреев в различных злонамеренных делах. Мотивы обвинений были и религиозные, и экономические, и политические. Одним из первых теоретиков антисемитизма можно считать египетского жреца Манефона, жившего при Птолемее II Филадельфе (285—246 гг. до н. э.). В его повествовании об исходе евреев из Египта, евреи представлены «нечистыми»; по Менефону, они были высланы из Египта для умилостивления богов, но позже, объединившись с пастухами (гиксосами), они завоёвывают Египет, грабят его, оскверняют храмы и т. п. Вслед за Менефоном, Мнасей Патрский, ученик Эратосфена, впервые пустил в ход столь распространённую впоследствии легенду о том, что иудеи поклоняются в своём храме золотой ослиной голове.

Эти выступления, однако, были единичными и не привели ни к каким практическим результатам. Наоборот, известно, что в царствования Птолемея II Филадельфа и Птолемея III Эверегета число евреев в Александрии значительно выросло.

Этот процесс был прерван в царствование Антиоха IV Епифана (175—164 гг. до н. э.). В 169 г. Антиох вторгся в Иерусалим, разорив и осквернив Храм, который, по его приказу, был превращён в святилище Зевса Олимпийского. Это вызвало восстание евреев под предводительством Иуды Маккавея.

В 38 г. до н. э. в Александрии произошёл еврейский погром. Выступления против евреев в I в. до н. э. и I в. н. э. вспыхивали также на острове Родос, в Риме, Сирии и Палестине — в местах, связанных с зарождением христианства, с начальным этапом его истории. Для образованного язычника тех времён не было никакой разницы между евреями и христианами. Даже когда их начали различать, против христиан стали выдвигать точно такие же обвинения, как и против евреев. Христианскую церковь, христиан обвиняли в ненависти ко всему роду человеческому, в совершении отвратительных ритуалов. Христиане, утверждали их противники, предаются всяческому разврату и кровосмесительству, почитают голову осла, практикуют ритуальные убийства. Именно в этом язычники ранее обвиняли евреев.

В связи с распространением христианства, некоторые античные авторы начали проявлять симпатию к евреям. После того, как власти Римской империи предприняли преследования христиан, оно оставили иудеев в покое.


Антииудаизм раннего христианства
В I и II вв (а иногда даже до конца III — начала IV века) иудеев и христиан часто рассматривали как одну религию. Христианство приняло текст иудайской масоретской Библии, которая была ими окончательно канонизирована в III веке.

С одной стороны, евреи нередко укрывали спасающихся от преследований христиан в синагогах, хоронили тела христианских мучеников на своих кладбищах. В то же время часто евреи провоцировали языческие власти Рима на гонения против христиан. Впоследствии факты участия евреев в гонениях христиан использовались ими для разжигания антисемитских настроений в христианской среде.

Одновременно возникает и враждебное отношение иудеев к иудео-христианам. Аресты иудео-христиан, угрозы смертью, доносы на них римским властям служат свидетельством этой вражды. Так, христианские источники сообщают про изгнание иудео-христиан из Иерусалима, в том числе Петра-апостола; казнят как еретиков: первомученика Стефана, Иакова, брата Иисуса и Иакова-апостола, Варнаву, бичевание Апостола Павла.

С другой стороны, молодая христианская церковь, ведущая своё происхождение от раннего иудейского учения и постоянно нуждающаяся в нём для своей легитимации, начинает инкриминировать старозаветным иудеям те самые «преступления», на основании которых некогда языческие власти преследовали самих христиан. Конфликт этот существовал уже в I веке, о чём есть свидетельства в Новом Завете.

Этапными в разделении христиан и евреев являются две даты. Прежде всего это 66—70 гг н. э., годы I Иудейской войны, закончившейся разрушением Иерусалима римлянами. Для иудейских зелотов христиане, покинувшие город перед его осадой римскими войсками, стали не только религиозными отступниками, но и изменниками своего народа. Христиане же увидели в разрушении Иерусалимского храма исполнение пророчества Иисуса[2] и указание на то, что отныне именно они являются истинными сынами Завета.

Следующим важным этапом стало внесение Синедрионом в Явне (около 80 года) в текст центральной еврейской молитвы «Восемнадцать благословений» проклятия доносчикам и отступникам («малшиним»). Тем самым, иудео-христиане были отлучены от иудейской общины.

Тем не менее, многие христиане долгое время продолжали верить, что еврейский народ признает Иисуса Мессией. Сильный удар этим надеждам нанесло признание Мессией руководителя последнего национально-освободительного антиримского восстания Бар Кохбы (около 132 г.).

Так или иначе, но начиная со II века, антииудаизм со стороны христиан всё растёт. Особенно в этом отношении характерны Послания Варнавы, Мелитона Сардского, а позднее некоторые места из творений Иоанна Златоуста, Амвросия Медиоланского,посланиях апостола Павла и нек. др.

Спецификой христианского антииудаизма — прямого наследия языческого антисемитизма — стало повторяющееся с самого начала его существования обвинение евреев в Богоубийстве. Назывались и другие их «преступления» — упорное и злонамеренное отвержение ими Христа и его учения, образ и стиль жизни, профанация Святого Причастия, отравление колодцев, ритуальные убийства, создание прямой угрозы для духовной и физической жизни христиан. Поэтому евреи, как народ, проклятый и наказанный Богом, свидетели, помимо своей воли, истины христианства, должны быть обречены на «унижающий их образ жизни» (Блаженный Августин).


Антииудаизм в Средние века

Английский манускрипт, на котором евреи изображены со специальными знаками. Начиная с враждебного по отношению к евреям эдикта императора Константина (313 г.), влияние Церкви в мире всё более возрастало. Вместе с чем возрастало и «обучение презрению» к иудеям. В свою очередь, это приводило к их социальной дискриминации, к кровавым наветам, погромам, совершавшимся христианами с благословения Церкви, а также погромам, инспирировавшимся непосредственно Церковью.

В 1096 г. был организиван Первый крестовый поход, целью которого было освобождение Святой Земли и «Гроба Господня» от «неверных». Начался же он с уничтожения крестоносцами ряда еврейских общин Европы. Немалую роль в предыстории этой резни сыграла антиеврейская пропаганда погромщиков-крестоносцев, основанная на том, что христианская церковь, в отличие от иудаизма, запрещала давать в долг под проценты.

IV Латеранский собор (1215 г.) потребовал от евреев носить на одежде специальные опознавательные знаки или ходить в особых головных уборах. Собор не был в своём решении оригинальным. В странах ислама власти предписывали и христианам и евреям исполнять точно такие же установления.

В XVI веке сперва в Италии (Папа Павел IV), затем и во всех странах Европы были созданы обязательные для поселения этнических меньшинств резервации — гетто. Гетто, в котором жили этнические меньшинства, отделяло их от остального населения. Свирепствовал в эту эпоху и клерикальный антииудаизм. Отражался он прежде всего в церковных проповедях. В основном причиной были доминиканский и францисканский монашеские ордена.

Ещё более мрачной страницей в истории католической церкви была инквизиция. Она преследовала не только «еретиков» христиан. Репрессиям подвергались и обращённые (насильно) в христианство евреи, христиане, возвращающиеся (нелегально) к иудаизму, и еврейские миссионеры. Широко практиковались в то время так называемые христианско-еврейские «диспуты», участие в которых для евреев было принудительным. Заканчивались же они или принудительным крещением, или кровавыми расправами (в результате были убиты тысячи евреев), конфискацией имущества, изгнанием, сожжением религиозной литературы, полным уничтожением целых еврейских общин.

В Испании и Португалии были введены чисто расистские законы об «исконных христианах». Были, однако, и христиане, со всей решительностью выступавшие против этих законов. Среди них были святой Игнатий Лойола (ок. 1491—1556) — основатель ордена иезуитов и святая Тереза де Авила.

Церковь и светские власти в эпоху средневековья, постоянно и активно преследуя евреев, действовали как союзники. Правда, некоторые папы и епископы защищали, чаще безрезультатно, евреев. Религиозные преследования евреев имели и свои трагические социальные и экономические последствия. Даже обыкновенное («бытовое») презрение, религиозно мотивированное, приводило к их дискриминации в общественной и хозяйственной сферах. Евреям запрещалось вступать в гильдии, заниматься рядом профессий, занимать ряд должностей, сельское хозяйство для них было запретной зоной. Они облагались специальными высокими налогами и сборами. При всем при этом евреи неустанно обвинялись во враждебности к тому или другому народу и подрыве общественного порядка.


Антисемитизм в эпоху Просвещения
В эпоху Просвещения даже реформаторы, боровшиеся за равноправие этнических меньшинств, за ликвидацию гетто, отнюдь не были свободны от антисемитизма. Их антисемитизм как бы секуляризировал основные положения антисемитизма христианского. Вместо обращения в христианство они требовали от евреев ассимиляции, освобождения от предрассудков и вхождения в господствовавшую тогда «просвещенческую культуру». Впрочем, некоторые просветители, подобно Вольтеру, видели в евреях очень опасную угрозу для прогресса европейской культуры и прямо утверждали, что природная глупость евреев делает для них невозможной интеграцию в нормальное общество.

Другие, как Дидро, приходили к антисемитизму через своё антихристианство. Борясь с христианством, они указывали на его иудейские корни, благодаря которым, по их мнению, оно и стало вредоносным.


В Российской империи
В 1795 году, в результате раздела Речи Посполитой, к России были присоединены территории, на которых проживало значительное количество евреев, ставших таким образом поддаными Российской Империи.

Во время царствования Екатерины II (1762—1796 гг.) евреи обладали гражданскими правами наравне с другими народами империи. Позже, во время правления внука Екатерины II-й Александра I-го (1801—1825 гг.), был учреждён специальный комитет для решения вопросов, связанных с жизнью евреев в России. В 1804 г. этот комитет выработал «Положение об устройстве евреев», в котором был провозглашён свободный доступ их к образованию в российских учебных заведениях и намечены многообещающие меры по улучшению их хозяйственно-экономической деятельности. Однако, этим же «Положением…» была закреплена так называемая «черта оседлости», согласно которой евреи имели право проживать только в южных и западных районах Российской Империи. На практике, однако, этот закон о черте оседлости постоянно нарушался и к концу XIX-го века во многих великорусских городах — Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде и других существовали крупные еврейские общины.

При Александре I были введены ограничения на торговую деятельность для евреев (в 1815-м и 1821-м гг). Следует отметить, что все законодательные дискриминационные меры в Российской империи распространялись на "лиц иудейского вероисповедания" и не распространялись на евреев, перешедших в какое-либо христианское вероисповедание.

При Николае I в политике стали проявляться ассимиляционисткие тенденции. Согласно указу императора Николая I о введении воинской повинности для евреев (26 августа 1827), евреи брались в рекруты с 12 лет (в то время, как русские брались в рекруты лишь с 18 лет). Еврейские дети-рекруты до 18 лет направлялись в батальоны кантонистов, откуда большинство их попадало в школы кантонистов (от общего числа всех кантонистов туда брали только 10–13%[3]), а немногих определяли в села на постой, либо в ученики к ремесленникам. Годы пребывания в кантонистах евреям не засчитывались в срок военной службы (25 лет). Квота призыва для еврейских общин составляла десять рекрутов с одной тысячи мужчин ежегодно (для христиан — семь с одной тысячи через год). От общин, кроме того, требовали расплачиваться «штрафным» числом рекрутов за податные недоимки, за членовредительство и побег призывника (по два за каждого), причем разрешено было пополнять требуемое число призывников малолетними.[4]

Впоследствии, при Александре II множество правовых ограничений было отменено: например, было предоставлено право повсеместного жительства в России лицам с высшим образованием, купцам 1-й гильдии, ремесленникам; кроме того, евреям было предоставлено право получать высшее образование не только в области медицины, — как было до этого.


Антисемитизм в Новейшее время

Во Франции
Французским ультраконсерваторам (среди них было много представителей духовенства) в XIX веке эмансипация евреев представлялась символом всего зла, принесённого либерализмом нового времени.


В нацистской Германии
Расистский антисемитизм немецкого нацизма, имел своих идеологических предшественников в XVIII и XIX вв.

Во Втором Рейхе выделялись три антисемитских течения: национал-государственный, социал-христианский и расистский.

Национал-государственное течение представлено было в основном консерваторами и некоторыми национал-либералами, например, Генрих фон Трейчке. Они рассматривали еврейскую проблему с позиций построения нового немецкого государства. От евреев с их точки зрения требовалось «беспрекословное желание стать немцами», не требовалось крещения, не было призывов к власти к каким-то особенным правовым ущемлениям евреев.

Социал-христианское течение было адаптацией консерватизма под популистскую фразеологию защиты рабочих и христианства. Лидер этого течения А. Штекер, требовал от евреев отойти от их традиционных занятий к другим отраслям экономики «включая тяжелую физическую работу», а также перестать влиять на общественное мнение через журналистику. Он предлагал отменить право залога земли, пересмотреть систему ссуд в пользу дебиторов, уменьшить количество евреев-судей, удалить евреев-учителей из немецких школ.

Наиболее радикальным течением было расистское, которое выступило не только против идей коммунизма и социализма, но и против утвердившейся в Германии формы либерализма. Это течение отличалось как кругом идей, которыми питалось, позициями, так и требованиями к властям по еврейскому вопросу. Течение обрело организованные формы в 1880-х годах, основными его глашатаями выступили Евгений Дюринг и Г. фон Шенерер; расистами-антисемитами были также видные представители культурпессимизма Лагард и Лангабен. Суть антисемитского расизма состояла в том, что идеологическая и общественная борьба между силами консервативными, националистическими и силами «социального разложения» (к которым расисты относили либералов и левых всех направлений) представлялась как аспект, продолжение более глубокого, биологического процесса борьбы германской и еврейской рас. Согласно положениям данного течения, поскольку в природе существует неравенство, расы также не могут быть равны; поэтому евреи, используя идеи равенства, просто хотят перехитрить немцев в расовой борьбе, разлагают германский народ. Для расистов был также естественен пангерманизм (стремление объединить в одном государстве все немецкоязычное население Европы), так как идея немецкой консервативной монархии, по их взглядам, могла воплотиться только в материале всей германской расы. Требования к властям по еврейскому вопросу, например, у австрийца Г. фон Шенерера были такими: запретить иммиграцию евреев в Австрию, установление особых законов для евреев уже проживающих в стране, введение «особого закона, против евреев, обирающих народ». Таким образом, была вновь выдвинута упразднённая эмансипацией идея низшего правового статуса для евреев, граждан страны. Расизм отличался антидемократической направленностью, склонностью девальвации личности и даже дегуманизации представителей еврейского и других негерманских народов.

Антиеврейские стереотипы сыграли определённую роль в Третьем Рейхе; Гитлер охотно к ним обращался. Официальной политикой был расистский антисемитизм: евреев физически истребляли, как народ. В результате множество евреев было уничтожено во время холокоста — 1939—1945 гг. не только в Германии, но и в других странах Европы, которые были заняты войсками Третьего Рейха.


В СССР

Во время Гражданской войны
Основная статья: Еврейские погромы во время Гражданской войны в России
Во время гражданской войны в России антисемитизм обрёл новую силу. Погромы производились всеми политическими движениями. Вопреки распространённому мнению, наиболее активными на этом поприще были не белые, а украинские националисты: по подсчётам историка Г. В. Костырченко, на их счёт пришлось 40 % погромов. Далее идут различные «батьки», вроде Булак-Балаховича (25 %), белые (17 %) и красные (8,5 %) [5].

«Кучка горлохватов стали просить один за другим слово… Все речи их сводились к тому: немедленный отдых, выгнать всех евреев из советских учреждений, а некоторые говорили вообще из России, а так же выгнать всех офицеров из Советских учреждений, <...> Пока остаются лозунги „Бей жидов и коммунистов“, а некоторые прославляют Махно…» (доклад в политотдел 6-й Кавдивизии, октябрь 1920 г., [1]).

Следует отметить, что антисемитизм был распространён именно в низах; верхи (не считая «батек») старались его сдерживать. С 1918-ого по 1920 год было убито около 100 тысяч евреев, количество раненых и искалеченных не поддаётся исчислению [6].

Советская власть во время гражданской войны принимала решительные меры против антисемитизма. Постановление СНК РСФСР от 25 июля 1918 года предписывало ставить вне закона (то есть физически уничтожать) «погромщиков и ведущих погромную агитацию». Летом 1918 г. перед строем было расстреляно 400 красноармейцев, уличённых в погромах. Были введены законы, карающие любое проявления антисемитизма расстрелом (законы был применимы для всех граждан, начиная с 12-летнего возраста).


Государственная политика по отношению к евреям
В деле национального строительства СССР официально руководствовался доктриной марксистско-ленинского пролетарского интернационализма. Марксисткая национальная политика призывала пролетариев всех стран соединятся против «эксплуататорских классов» то есть национальных элит, являющихся причиной общественной несправедливости.

Одним из главных врагов был объявлен так называемый «русский великодержавный шовинизм», в число преступлений которого неизменно включался и антисемитизм. 20 января 1918 года был образован Центральный комиссариат по еврейским национальным делам («Еврейский комиссариат»). В дальнейшем была развёрнута система евсекций внутри ВКП(б).

Ленин высказался по вопросу об антисемитизме в статье «О погромной травле евреев» (1919), в которой он разьяснил, что враги трудящихся не евреи, а помещики и капиталисты:

Не евреи враги трудящихся. Враги рабочих — капиталисты всех стран. Среди евреев есть рабочие, труженики, — их большинство. Они наши братья по угнетению капиталом, наши товарищи по борьбе за социализм. Среди евреев есть кулаки, эксплуататоры, капиталисты: как и среди русских, как и среди всех наций. Капиталисты стараются посеять и разжечь вражду между рабочими разной веры, разной нации, разной расы. Hарод нерабочий держится силой и властью капитала. Богатые евреи, как и богатые русские, как и богачи всех стран, в союзе друг с другом давят, гнетут, грабят, разъединяют рабочих.

Первое десятилетие Советской власти было отмечено массовой миграцией евреев в крупные города с занятием командных должностей всех уровней, процент которых был в 5-8 раз выше процентного состава еврейского населения. Это вызывало недовольство вытесняемого русского населения, что приводило к распространению бытового антисемитизма. При этом значительная часть еврейского населения страны, до революции относившаяся к мелкой и средней буржуазии потеряла традиционные источники заработка и была ущемлена в правах по социально-классовому признаку (в качестве «лишенцев»).


Сталин и антисемитизм
Основная статья: Сталин и антисемитизм
В начале 1930-х годов был взят курс на построение «пролетарской еврейской культуры». 29 августа 1924 года был образован Комитет по земельному устройству трудящихся евреев (КОМЗЕТ), целью которого было привлечение еврейских трудящихся к земледельческому труду в Крыму. К концу 1920-х гг. на Украине были созданы три еврейских национальных района (Калининдорф, Ново-Златополь, Сталиндорф; к 1936 г. еврейские сельскохозяйственные поселения Украины занимали 175 тыс. га).

Интернациональная Советская власть крайне отрицательно относилась к сионизму, как и к любому национализму, и не слишком приветствовала традиционную еврейскую культуру. В 1928 году было запрещено издание книг на иврите, был взят курс на «идишизацию».

В 1928—1930 годах на малоосвоенных пространствах Дальнего Востока была организована Еврейская Автономная Область, задуманная как «национальный очаг» еврейства, по аналогии с другими национальными образованиями в составе СССР.

К концу 30-х годов большая часть евреев-коммунистов подпала под подозрения в разнообразных «уклонах» (в основном в «троцкизме») и была исключена из партии, многие были репрессированы. В те же годы были ликвидированы все еврейские учебные и многие культурные учреждения.

Тем не менее, общий курс на борьбу с антисемитизмом оставался неизменным. Так, 12 января 1931 года Сталин в ответ на запрос американского Еврейского телеграфного агентства ответил так:

Отвечаю на Ваш запрос. Национальный и расовый шовинизм есть пережиток человеконенавистнических нравов, свойственных периоду каннибализма. Антисемитизм, как крайняя форма расового шовинизма, является наиболее опасным пережитком каннибализма. Антисемитизм выгоден эксплуататорам, как громоотвод, выводящий капитализм из-под удара трудящихся. Антисемитизм опасен для трудящихся, как ложная тропинка, сбивающая их с правильного пути и приводящая их в джунгли. Поэтому коммунисты, как последовательные интернационалисты, не могут не быть непримиримыми и заклятыми врагами антисемитизма. В СССР строжайше преследуется законом антисемитизм, как явление, глубоко враждебное Советскому строю. Активные антисемиты караются по законам СССР смертной казнью.

В 1948 году в СССР прошла кампания по борьбе с космополитизмом, имевшая, как считает ряд исследователей, антиеврейскую направленность. В центральной и местной печати появлялись многочисленные статьи, направленные против «низкопоклонства перед Западом». Раскрывались псевдонимы деятелей культуры, имевших еврейские фамилии. В течение 1948-51 гг. были закрыты все еврейские театры, школы, все периодические издания на идише, еврейские научно-исследовательские учреждения и педагогические вузы. В 1952 году были казнены центральные фигуры советской еврейской литературы[7]. В 1947—1953 гг. МГБ инспирировало т. н. «Дело врачей». Были арестованы высокопоставленные врачи, лечившие руководителей СССР, большинство из арестованных составляли евреи. Они обвинялись в сионистском заговоре с целью умертвщления И. В. Сталина и др. руководителей партии.

В 1952-53 гг. в Москве и других больших городах циркулировали слухи о готовящихся массовых репрессиях против советского еврейства. В частности, говорили о планах выселения евреев в Сибирь. В последние годы также высказывается предположение, что целью слухов было подготовить советских евреев к массовой эмиграции в Израиль, а у советского правительства были планы создания там «коммунистической народной демократии».

С этого же времени евреев перестали рассматривать как «советскую» и «коренную» национальность. В связи с этим советским руководством проводилась дискриминационная политика, заключавшаяся в неофициальном принципе «евреев не увольнять, не принимать, не продвигать». Для евреев была введена процентная норма при приёме в вузы, а некоторые вузы были для евреев закрыты. Евреи не допускались на высшие государственные посты, на партийные должности сверх определённого уровня, им был практически закрыт доступ в структуры КГБ и ГРУ, командный состав армии и т. д..[8][9]

Во второй половине 1950 годов власти провели кампанию против экономических преступлений. Некоторые исследователи считают, что она имела антисемитский оттенок. На партсобраниях широко цитировалась фраза Хрущева «львовские жиды обнаглели».

В начале 1960 в рамках антирелигиозной кампании было закрыто большинство оставшихся в СССР синагог.

Тем не менее, на официальном уровне и в средствах массовой информации антисемитизм в СССР неизменно осуждался на протяжении всей истории страны.


Материалы по теме
Речь Владимира Ильича Ленина «О погромной травле евреев» (Текст речи, фонограмма (i))
Декрет о борьбе с антисемитизмом и еврейскими погромами (Текст).
Юрий Слёзкин. Эра Меркурия: евреи в современном мире. М.: Новое Литературное Обозрение, 2005.
Евгений Мовшович. Сталин и евреи: курс политической эволюции
Жорес Медведев «Сталин и еврейская проблема. Новый анализ»

В годы Второй мировой войны
Основная статья: Холокост
Уничтожение евреев в странах Центральной и Восточной Европы в годы Второй мировой войны часто начиналось с погромов, которые устраивало местное население.


В Польше
В Польше антисемитизм во все времена имел широкое распространение. До и после Второй мировой войны было совершено множество погромов (например, погром в Едвабне). В 1945-47 гг. в Польше происходили сначала нападения на евреев, затем погромы (погром в Кельце[10] [11]). Сходная картина была и в Венгрии.


На территории СССР
В ходе Великой Отечественной войны немецкая пропаганда в газетах на захваченной территории и в листовках, сбрасываемых с самолетов на советские войска, пыталась отождествить евреев и коммунистов (то есть евреев и советскую власть). В частности именно евреи были обвинены в расстреле заключенных при отступлении в 1941 году. Не случайно одна из самых знаменитых немецких листовок в ходе войны была «Бей жида-политрука рожа просит кирпича». В СССР на оккупированных территориях доля погибших евреев из числа попавших в зону оккупации была самой большой в Европе: в Прибалтике она была равна 96 %.


На Украине
Антисемитизм стал частью идеологии украинских националистов. В постановлении съезда ОУН (б) (оккупированный немцами Краков, апрель 1940) говорилось:«Жиды в СССР являются преданнейшей опорой большевистского режима и авангардом Московского империализма на Украине… Организация украинских националистов борется против жидов как опоры московского большевистского режима, осознавая, что Москва — главный враг»[12]. Ещё более резкое заявление сделал руководитель новопровозглашённого «Украинского государства» Ярослав Стецько (1941, сразу же после оккупации Львова нацистами):"Москва и жидовство — это самые большие враги Украины. Считаю главным и решающим врагом Москву, которая властно держала Украину в неволе. И, тем не менее, оцениваю враждебную и вредительскую волю жидов, которые помогали Москве закрепощать Украину. Поэтому стою на позициях истребления жидов и целесообразности перенести на Украину немецкие методы экстерминации жидовства, исключая их ассимиляцию"[13].


В странах СНГ
После распада СССР в бывших советских республиках произошли существеннные изменения в сфере национальной политики. По данным историков, в таких странах как Белоруссия, Грузия, Армения, Азербайджан, антисемитизм — вообще редкое, скорее исключительное явление.


В постсоветской России
С падением советского государства и лишением марксизма-ленинизма статуса господствующей идеологии, в области идеологии образовался вакуум, который сразу же стал заполняться различными философско-религиозными и политическими учениями, многие из которых являются откровенно антисемитскими. Издаются такие книги, как «Спор о Сионе» Дугласа Рида, «Князь мира сего», «Протоколы советских мудрецов» Г. Климова и многие другие, не говоря уж о «Майн Кампф» (Mein Kampf) Гитлера и «Протоколах сионских мудрецов» за сомнительным авторством.

Одно из последних обсуждений проблемы антисемитизма в России в 2005 г. было связано с публикацией книги Шульхан Арух и ответным «письмом 5000». Прокуратура не последовала призыву письма об уголовном преследовании еврейских организаций, но отклонила претензии последних к его составителям.


На Украине

Антисемитское граффити в Киеве, на Крещатике
«Во Львове жидам не жить». Граффити в еврейском квартале ЛьвоваВ 1990-х годах в таких странах, как Украина уровень антисемитизма оставался сравнительно невысоким, кроме западных областей, где антисемитизм является традиционным [14]. В 2000-х годах в стране активизируются политические силы стремящиеся сделать себе карьеру эксплуатируя национальную тему. В результате, в восточных и западных областях зафиксирован определенный рост ксенофобских настроений. В то время как на юге и в цетральных областях Украины антисемитские взгляды — довольно редкое явление.[15] В Киеве иногда фиксируются антисемитские инциденты, например — в декабре2006[16].


В Израиле
После распада Советского Союза многие советские евреи репатриировались в Израиль, но вместе с ними приехали также сотни тысяч неевреев (используя статью в законе о возвращении, позволяющую репатриацию далёким потомкам евреев и их семьям), что неизбежно привело к новому явлению — антисемитизму в Израиле. На протяжении 1990-х годов в стане возникли организации этнических русских (например, «Славянский союз»), даже группировок скинхедов, которые проявляют (в той или иной степени) неприязнь к евреям. В русскоязычных книжных магазинах продаётся антисемитская литература, среди антисемитских сайтов в интернете есть также и сайты русских израильтян.

Официальная позиция христианства

Осуждение антисемитизма Католической Церковью
Катастрофа (Холокост, Шоа) вызвала сильнейшее потрясение в церкви и в мире. Очевидно, не во всех членах церкви и не всюду в мире. Официальное отношение Церкви к евреям и иудаизму изменилось, начиная с периода понтификата Иоанна XXIII и до правления Иоанна Павла II, прежде всего благодаря решениям Второго Ватиканского собора 1962—1965 гг. («Декларация об отношении церкви к нехристианским религиям»). Но ещё задолго до этого декрета в энциклике Пия XI («Mit brennender Sorge», 1937) и в опубликованном ещё ранее, в 1928 году, Ватиканом документе содержалось осуждение антисемитизма.

Против антисемитизма выступили также такие известные христианские теологи и философы, как Жак Маритен (1882—1973) и Карл Барт (1886—1968) и др. Известно также неприятие антисемитизма другими христианскими конфессиями, Всемирным Советом церквей.


Евреи-самоненавистники
Термин «антисемитизм» широко используется в израильской общественной полемике, а также во внутриееврейской полемике. В этой связи появилось и специальное определение «еврей-антисемит» или «еврей-самоненавистник», которым оппоненты часто называют друг друга.

Другое явление — раздувание опасности антисемитизма в Израиле со стороны новоприбывших эмигрантов из б. СССР.

Также евреи часто называют это явление - бытовой антисемитизм.

 
       
   

Бесплатно зарегистрируйтесь и разместите свою анкету!

 
       
   

Запросите услугу индивидуальные знакомства !

 
       

Еврейский сайт знакомств для евреев России, горских евреев и евреев из всех стран. Еврейский интернет клуб знакомств. Чат евреев и Еврейский шидух Русские евреи на еврейских сайтах знакомств Еврейский ресурс знаменитых евреев Календарь еврейских праздников. Список евреев. Центральный еврейский ресурс. Русский еврей. Великие евреи. Против евреев. Почему евреи.

Войди в историю еврейских ресурсов Интернета! :: Еврейские пиксели и линки
Искать ::: Чат ::: Помощь ::: Советы для знакомств ::: Еврейский Календарь ::: Расскажи другу ::: Контакты ::: Партнёры ::: Link to Us
Copyright © 1998 - 2008 JewishClub.com ::: Декларация Конфиденциальности ::: Договор Предоставления Услуг
Войди в историю Еврейских ресурсов Интернета :: Еврейские пиксели и линки Еврейские Знакомства